Трудовое поведение

   Трудовое поведение - это исполнительная сторона трудовой деятельности, внешнее ее проявление. Однако за внешне идентичными трудовыми поступками может быть скрыта разная по своей внутренней направленности трудовая деятельность.

   В трудовой деятельности возможна ориентация непосредственно на:

-общественную значимость труда, когда работник стремится выполнять наиболее важную и нужную для общества работу, даже если она не всегда интересна с точки зрения содержания труда или выгодна с точки зрения его оплаты;

-содержание труда, когда работник стремиться найти наиболее интересную, разнообразную, творческую работу, открывающую возможности для повышения квалификации;

-заработную плату, когда работник стремится работать сверхурочно или выполнять высокооплачиваемые работы для увеличения своего заработка;

-условия труда, когда работник стремится к работе с нормальными условиями труда, с удобной сменностью, хорошим микроклиматом в коллективе, даже при более низкой оплате или невысокой содержательности труда.

    Потребности и интересы характеризуют внутреннюю обусловленность трудового поведения. Следует отметить, что люди включаются в трудовую деятельность не только из внутренней потребности, но и под внешним воздействием. Внешне трудовое поведение обусловливается трудовой ситуацией-комплексом условий, в которых протекает трудовой процесс. Трудовая ситуация влияет на развитие и проявление личных потребностей и интересов. Она включает в себя стимулирование и ценностно-нормативное управление-социальный контроль и состоит из следующих основных элементов:

-стимулов труда, оказывающих опосредованное влияние на поведение работников;

-плановых и оценочных показателей, выступающих критериями трудовой активности и выполняющих функции ценностей труда;

-административных решений (приказов, распоряжений), оказывающих прямое волевое воздействие на поведение работников;

-ценностей и норм поведения, присущих трудовому коллективу и ожидаемых в поведении его членов.

Виды трудового поведения: 1. субъекты поведения (индивидуал, коллективн); 2. производственная ф-ция (исполнительское, управленческое); 3. степень соответствия принятым нормам (нормативное, отклоняющееся); 4. характер мотивации (ценностное, ситуативное).

   Также выделяют функциональное п. (связано с выполн-ем физич или умств труда), экономическое п.(дорыночное, рыноч, псевдорын), организационное и административное п., стратификационное п.( связ с профессионал, трудовой карьерой), адаптивно-приспособленческое п. (приспос-е работника к новым профес статусам, ролям, требованиям технол среды и т.д. Подвиды: конформистское и конвенциональное),  церемониальное и субординационное, деструктивное п. (противоправное; административно-управленч, связанное с превыш-ем прав и полномочий, с прямым невып-ем обяз-тей; дисфункциональное (профес некомпетентность); индивидуально-целевое (эгоистический х-ер); групповой эгоизм; имитационное поведение; консервативное; девиантное).  

   Социальная регуляция трудового поведения, социальный механизм трудовой активности персонала находящихся под влиянием разнообразн факторов-стимулов и факторов-тормозов(действующих на ур-не предприятия): 1. понимание всем персоналом экономических и юридич принципов функц-ния акционерной собственности, ощущение четкой зависимости своего благосостояния как от достижений предприятия в целом, так и от своего личного труд вклада; 2. возможность рабочих участвовать в управлении своим предприятием.