Обменное поведение

   Обменное поведение обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) на рынке на основе учета и сравнения их ценности. Мера дефицитности обращающихся товаров проявляется в ценах. Она управляет действиями множества субъектов, являющихся по отношению друг к другу продавцами и покупателями.

   Экономический обмен — это массовый, вероятностный процесс, в котором действуют множество продавцов и покупателей, что способствует (или создает предпосылки) выравниванию шансов сторон в процессе реализации ими своих преимуществ. Ценовые условия одних продавцов могут заменяться ценовыми условиями других, более выгодных покупателю. Можно выделить множество цепочек и схем социального обмена, а также разнообразные измерители социального обмена. Одни из них (например, деньги) универсальны и применимы в оценке множества ситуаций и действий, другие действуют только в определенных социокультурных и личностных контекстах. Некоторые формулы социального обмена мало понятны наблюдателям со стороны, не понимающим ценностно-смысловых программ, определяющих конкретные принципы обмена. Речь идет о тех действиях, при которых обмен задается определенной системой ценностей, приемлемых только для одних людей и неприемлемых для других.

 Экономическая социология