История экономической социологии за рубежом.

  

Экономическая социология

на Западе стала развив в XIX в связи с развит: 1. рыночных экономических отношений, 2. института частной собственности, 3. развития конкуренции появления экономических рисков.

   Первой публикацией по экономической социологии считается книга бельгийского социолога Г де Греефа, кот была опублик в России в 1904 «Социальная экономия».

   Хронологически можно выделить 4 этапа в развития и становления западной

экономической социологии

:

1. ранний. Г. де Грееф, Маркс, Энгельс, Вебер, Смит, Веблен, Зомбард, Маршалл, Д Риккардо. Экономический подход дополнен социологическими оценками. Впервые предпринимается попытки внедрить социальные оценки в анализе экономических процессов: 1. побудит мотивы эконом повед, 2.влиян социокультурных форм на эконом повед, 3.введен в научн оборот новых понятий (класс, социальная группа в экономике, статусные привелегии, экономические институты, экономическое поведение). Методология экономической социологии – концепция экономического чела (homo economicus). Модель экон чела впервые обоснов в работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Осн идеи этой теории: 1. экономический чел – субъект рынка, кот работ на рынке. 2.главн черта эк чела его эк воля как двигатель прогресса. 3. эк чел – эгоистичн и рацион личность, кот не связана узами долга или благородностичтобы достичь своей цели, надо обратиться к эгоизму своих коллег. Эконом эгоизм способен сдвигать горы.4.важн характ эк чела – взаимоинтерес.

   Маршалл расширил понятие эконом чела: 1.  (Экономический человек) эк чел живет не токо в рыночн среде, но и вне еёэкон повед наход под влиян множ-ва факторов. 2. черты эк чела – уверен в собств силах, самостоят, осознан приним реш-я, предусмотрителен.

   Вебер рассматр влиян духовн факторов на эконом развит

   Зомбард объясн возникнов капит-ма спецификой зап-европ души. Нет общей модели капитализма, он специфичен для кажд страны, культуры.

   Вебелн связыв эконом повед с нормами социальных групп. Он опис повед класса собственников (праздного класса). Ему присущи показат роскошь и чрезмерн траты. Это противореч принципу разумн-ти, но так принято в данной социальной группеименно внеэкономические мотивы влияют на повыш спроса среди богатых. Такой анализ называется эффектом Веблена.

   Маркс отмеч, эконом действ обусловл интересами классов. К. Маркс впервые обоснов социологический подход к экономике.

   В. Парето обоснов нерацион характ действий больш-ва челов + созд теор циркуляции зконом элиты и формулир принципы экономической деятельн высш класса.

2. активн. Становл. Период расцвета зарубежн социологии вообще. Для дальнейш развит экономической социологии имели знач следующие концепц: 1. конц социальных страт и мобильности П Сорокина, 2. структ-функц подход Т. Парсонса, 3. теор средн ур-ня Р. Мертона, 4. теор человеч отношений Э. Мэсто. Мак Грегор разраб теорию общения с подчинен через соучастие. Ключ идея этой теор – непонимание мотивов работников замедл развит организации. Теория потребн А Маслоу. Теория общественного выбора Дж. Бьюконен, K.Эрроуэкон чел – исходный и конечный пункт социального развития. Поведен экон чела регулируется выгодой или самоинтересом, но есть и неэкономич люди, кот живут иными интересами – их много, они рядом с эконом челами и оказ смягчающее влиян на жествость рыночных отношений.

3. институциализация экономической социологии. Экономическая социология оформилась как самостоятельное междисциплинарное направление социологии. Принято считать, что экономическая социология возникла в США в 50е г XXв. Причина: коренное изменение статуса и роли работника в системе производства. Основные представит: Т. Парсонс, Смелзер, Дэвис, Мур. Они выступали с критикой чистого «экономизма» в изучении и анализе экономических процессов. Особая роль – монография Смелзера «Социология экономической жизни», в кот он условно выделял 2 сферы об-ва: экономиче и неэкономич. Функционир-е каждой из них обусловлено след социальными переменными: социальные группы, социальные статусы, роли, организация и форма власти, рынки, коллективные действия, мотивы и ценности. С точки зр. Смелзера экономическая социология – приложение общей системы переменных и объяснительной модели в социологии к исследованиюю разных видов деят-ти в сфере пр-ва, обмена, распр, потребления матер благ.

   Парсонс развил экономическую социологию на основе струк-функц анализа, теории социального доверия и социальной системы. Т.обр., на этом этапе проблематикой экономической социологии стали заниматься непосред сами социологи.

4. развитие новой экономической социологии. Сведберг, Гранноветтер, Валлерстайн, Цель  новой экономической социологии – объяснить как об-во выбирает из широкого круга альтернатив те, кот позвол с наиб выгодой use ограниченные производств ресурсы. Особеннности новой экономической социологии:

1. изучение смежных экономико-социальных проблем

2. под влиянием глобализации тематика меняется из регион.и национал на межстрановую.

3. учет влияния демогр и гендерных факторов на экономическое развитие

4. в КСИ все больше внимания обращ-ся на роль гос-ва как гаранта социального статуса граждан и их доходов

5. расширяется предметная область экономической социологии за счет социальных аспектов деятельности экономических институтов

6. Новая экономическая социология приобретает характер стравнительной макросоциологии.

Экономическая социология